Я хочу познакомить вас со своей любимой породой-Чау-чау.
О появлении этих собак существует очень много легенд и мнений, в чем то они сходны, в чем то разительно отличаются.Одно знаю точно,загадка этих удивительных мишек до сих пор до конца не разгадана...
И вот одна из историй...
Чау-чау – восточный алмаз в Британской короне
Эта удивительная собака своим внешним обликом более всего напоминает льва или медведя. Её история исчисляется тысячелетиями и переплетается с множеством самых невероятных легенд. За свою долгую жизнь она успела побыть охранником, охотником, пастухом, упряжной собакой и даже… деликатесом. Непобедимый боец, великий охотник, религиозный отшельник, восточный мудрец, английский лорд и сам себе хозяин – знакомьтесь: перед вами чау-чау – одна из самых необычных пород собак в истории человечества!
Клубок истории
Наверное, никакая другая порода собак не окружена таким количеством тайн и загадок, как чау-чау. Их история в изложении самых различных авторов более всего напоминает «Сказки тысячи и одной ночи».
К сожалению, китайский император Ин Чжэн (259 – 210 гг. до н.э.) уничтожил китайскую литературу, а вместе с ней и все имевшиеся записи о разведении собак. Поэтому самым ранним свидетельством о породе принято считать обливную глиняную зелёную с позолотой статуэтку времен династии Хань (206 – 220 гг. до н.э.), которая хранится в Британском музее естественной истории. Эта фигурка изображает мощную, коренастую, короткошерстную собаку со стоячими ушами, закрученным хвостом и в шлейке, из чего можно сделать вывод, что она использовалась в качестве упряжной. Но вместе с тем фигурка настолько стилизована, что с уверенностью опознать в ней чау-чау – нельзя. Она с тем же успехом может изображать, например, древнего шар-пея.
В 1121 году до н.э. китайский император Wu-Wang вывел охотничью породу собак Ngao высотой 4 фута (122 см), которая имела сходство с чау. Об этом факте пишет швейцарский путешественник Макс Зибер в своей книге “Собаки Тибета” в конце XIX века.
В XI веке до н.э. при набегах татаро-монгольских племен (тюрко-монголов) на Китай их сопровождали “огромные, похожие на львов собаки с черными языками” (именно так Jung и Ti - вожди варварских племен описали своих собак), которые набрасывались на китайских воинов, сбивая их с ног. К сожалению, в точности восстановить последовательность происхождения пород азиатских собак сегодня не представляется возможным. Как бы то ни было, но чау-чау не являются собственно китайской породой, вероятно их родина – Монголия, Синьцзян и Тибет. Предки чау появились в центральном Китае позже, и, вероятнее всего, были преподнесены варварами в дар китайскому императору во время перемирия. Их бойцовые и охотничьи качества были высоко оценены не только самим императором, но и китайской знатью, которая поспешила украсить свои дворцы варварской диковинкой. Они с энтузиазмом занялись разведением этих необычных собак, с удивлением обнаруживая у них все новые и новые способности. И уже вскоре прародители чау не только использовались при облавах на крупного зверя (как гласят легенды – на тигров и медведей), но и с успехом находили и даже подавали подстреленную дичь. Император династии Тан в 700 году до н.э. держал огромный питомник похожих на современных чау-чау собак, в котором насчитывалось, по одним свидетельствам, 5000, по другим – 2500 особей, а штат питомника состоял из 10 000 охотников. В то время эти собаки стоили очень дорого и считались ценным подарком, а их даритель был вправе рассчитывать на благоволение со стороны знатной персоны.
Однако все течет, все меняется, и когда эпоха великих сражений и великих охот канула в Лету, для дворцовых охотничьих собак наступили черные времена. Качество поголовья стало резко ухудшаться, зато количество, наоборот, резко возросло. Они широко распространились по всему Китаю и стали доступны даже крестьянам. Однако простым китайцам было не под силу прокормить огромных, мощных собак, поэтому крупные экземпляры были просто съедены, а для хозяйства оставлены более мелкие, что постепенно привело к общему снижению роста. При этом четвероногие потомки охотников и воинов сохранили свои лучшие рабочие качества: они широко использовались для охраны жилищ и имущества, пасли и охраняли стада, сопровождали караваны, перевозили грузы и, увы, служили пищей для вечно голодных жителей поднебесной. Надо отметить, что этой участи подверглись также и другие породы собак, однако в отличие от них предки чау, помимо мяса, давали еще и красивый, очень ценный мех, поэтому со временем возникли целые фермы, на которых мохнатых щенков откармливали рисом и овощами, а затем забивали. Так, постепенно эти собаки стали почти вегетарианцами(!) и приобрели специфический, свойственный только им обмен веществ. Маньчжурские девушки, выходя замуж, получали в качестве приданого 5-6 пар чау-чау. Мясо собак употреблялось в пищу не только в Китае, но и в Корее до 1915 года, когда это было официально запрещено законом. Как пишет немецкий натуралист и путешественник профессор Бернгард Гржимек, “в 1880 году в Кантоне было 20 ресторанов, в которых подавались блюда исключительно из собачьего мяса.. Особенно вкусными считались черные чау-чау, а наиболее лакомым блюдом – их язык. Европейским туристам в китайских “чайных домиках” во внутренних районах Китая часто подавали запеченную ветчину, а по окончании обеда предъявляли весь окорок, который оказывался собачьим. В китайских деревнях существовало даже особое ремесло – свежевание собак”.
К счастью, в XIII веке нашей эры на собак, которых для простоты мы будем называть чау-чау (хотя разумеется породы в современном виде и соответственно привычного нам названия еще не существовало), обратили самое пристальное внимание буддийские монахи, которые не только держали этих собак для охраны и охоты, но и серьезно занялись их разведением. В горных монастырях Тибета и внутренней Монголии в течение нескольких веков велись племенные книги и происходил обмен племенным материалом между монастырями. Чау-чау черного и голубого окраса почитались монахами в качестве священных, поскольку считалось, что они способны отпугивать злых духов. А при медитации они якобы служили связующей нитью между мирами. Высоко в горах, в условиях полутени, где шерсть собак не выгорала на солнце, голубой окрас чау-чау был чистым и особенно красивым.
С течением времени и изменением политической обстановки практически неизвестный доселе Китай стал более открытым для посещения иностранцев – путешественников и купцов, которых манил к себе загадочный Восток и которым не давали покоя его богатства. В основном, это были жители Британских островов. В числе других экзотических даров наиболее уважаемым гостям иногда преподносились и чау-чау. Таким образом, в конце XVIII века первые представители породы были привезены в Европу на английских клиперах. (Правда, возможно, что самые первые экземпляры, попавшие в Англию, были просто спасены сердобольными матросами на фермах от убоя).
Существует несколько версий относительно названия породы - «чау-чау». Наиболее простая и правдоподобная из них следующая: собак перевозили в трюме вместе с другими мелкими грузами: восточными безделушками, пряностями и т.д. Вместо подробного описания груза в судовых ведомостях было отмечено «сhow-chow», что в переводе значит «всякая всячина». Так порода обрела свое название.
Добавлено (09.03.2008, 03:21)
---------------------------------------------
Китайское золото английской чеканки
Первые два чау-чау, прибывшие из Китая в 1780 году, были помещены в Лондонский зоопарк и демонстрировались многочисленным посетителям в клетках. Называли их «Дикие собаки Китая».
Чуть позже, в 1789 году, в «Естественной истории и древностях Селборна, графства Саутгемптон», автором которой являлся преподобный Гилберт Уайт, появилось первое описание чау-чау на английском языке, согласно которому «они размером с умеренного спаниеля, бледного желтого цвета, с густой грубой шерстью, с заостренными стоячими ушами и заостренной мордой, что придает им СХОДСТВО С ЛИСОЙ. Их задние ноги необыкновенно прямые, без малейших изгибов в колене или бедре, создают видимость неудобной походки, особенно когда они бегут рысью. При движении их хвосты, высоко изгибаясь, лежат над спиной… У них черные глаза, небольшие и пронзительные, внутренняя поверхность губ и пасти того же цвета, а язык - синий».
Заметьте, что речь идет уже о сходстве не со львом или медведем, а с лисой. Порода в Китае претерпела существенные изменения, и от прежнего овеянного легендами облика чау-чау остались лишь густая длинная грива, обильная шерсть, синий язык и независимый характер.
Прошло почти сто лет, прежде чем к породе проявился настоящий интерес. Это случилось в 1865 году, когда щенок чау-чау был подарен королеве Виктории. Она была совершенно очарована этим маленьким пушистым солнечным малышом, и вместо того, чтобы поместить его в свой питомник к другим собакам, сделала его своим любимцем и поселила в своих покоях.
После этого импорт чау из Китая резко возрос. На выставках 1882-1884 годов они демонстрировались в классе «иностранных собак». Серьезная селекционная работа с породой началась в Англии в 1887 году, в 1893-м порода впервые была представлена в отдельном ринге на Британской выставке собак, в 1894-м она была признана Английским кеннел-клубом, а уже в июле 1895 года утвержден стандарт новой породы. Первым заводчиком чау в Англии стала маркиза Хантли. От производителя PERIDOT она получила известного PERIDOT II, выигравшего Best-in-Show крупного и престижного чемпионата Ladies Kennel Club 8 июня 1895 года. А первыми чемпионами породы в Англии стали голубой кобель BLUE BLOOD и голубая сука LEYSWOOD BLUE BELL. Первым же представителем породы, удостоившимся титула “Чемпион Великобритании” стал красный кобель CHOW VIII, который был ввезен в Англию в 1895 году и успел поменять нескольких владельцев. Позже он был продан на континент за огромную по тем временам сумму – 2000 марок! Стандарт породы фактически писался именно с него – настолько он был великолепен по типу (но, по слухам, имел скверный характер). Интересно, что с течением времени стандарт практически не изменился, хотя английские заводчики проделали огромную работу, возвратив чау-чау присущий ему легендарный львиный облик и превратив “дикую собаку Китая” в благородного английского лорда, любимца семьи, друга и компаньона.
Добавлено (09.03.2008, 03:23)
---------------------------------------------
Таинственные смуфы
Вопреки сложившемуся стойкому убеждению, что чау-чау – это непременно длинношерстная собака, в породе существует также и короткошерстная разновидность – смуфы. Они попали в Англию практически одновременно со своими богато одетыми собратьями в конце XIX века. Когда в 1895 году принимался стандарт породы, в него были включены небольшие дополнения, касающиеся смуфов. Первой короткошерстной чау-чау, завоевавшей сертификат соискателя (СС) стала в 1899 году черная YUMSIE, родившаяся уже в Англии, но от импортированных родителей.
Длинношерстные и короткошерстные чау оцениваются в одном ринге, но при этом вторым приходится намного сложнее, поскольку все детали их экстерьера четко просматриваются и их нельзя скорректировать умелой стрижкой. Но тем заслуженнее и весомее их победы.
Так, например, в 2002 году в Амстердаме чемпионом мира стал мульти-чемпион PARAMOUNT STYLISH SMOOTH (вл. Kitty Buurman, Голландия), импортированный из США.
Смуфов получают как от вязок их между собой, так и с длинношерстными чау. Более того, иногда они «выщепляются» от двух длинношерстных собак.
В настоящее время интерес к короткошерстным чау-чау во всем мире значительно возрос, и все больше заводчиков занимаются их разведением.
Лав Стори Велюр Бэтмен
Добавлено (09.03.2008, 03:24)
---------------------------------------------
Загадки древнего китайца
Первая из них – синий язык. Горячие споры на этот счет ведутся давно, было даже выдвинуто несколько версий:
1.
Чау-чау ведет свое начало от вымершей разновидности полярного волка.
2.
Цвет языка определен специфическим обменом веществ.
3.
Синий язык – свидетельство сердечной недостаточности.
Загадка вторая – спрямленные задние конечности. Их объясняют чуть ли не прямым родством с… медведем! (Как говорится – без комментариев…) Наиболее популярная версия – подобные конечности возникли в результате длительной эволюции из-за необходимости передвигаться по горам и по глубокому снегу. Но она не выдерживает критики, поскольку практически любая другая порода собак с НОРМАЛЬНЫМИ конечностями передвигается и в снегу и в горах гораздо более уверенно и с меньшей вероятностью получения вывиха или другой травмы. Третья версия, абсолютно не популярная среди любителей породы: прямые ноги появились в «съедобный» период жизни чау-чау, когда собака должна была вести малоподвижный образ жизни и накапливать «жирок». Кстати, строением задних ног чау действительно похожи на… поросят! Но и эта версия не выдерживает критики, поскольку, как следует из истории, прямые ноги появились у чау значительно раньше, еще во времена варваров-кочевников… Остается только удивляться, как они на таких ногах, при росте якобы 122 см (!) и соответствующем костяке сопровождали кочевников (вероятно конных, раз речь идет о татаро-монголах) в длительных походах?
Еще две загадки относятся уже не к физиологии, а к поведенческим особенностям. Чем объясняется молчаливость чау? В чем истинная причина подобной «немоты»?
И последнее – откуда у них эта какая-то абсолютно не собачья, порой доходящая до абсурда чистоплотность, когда при отправлении естественных надобностей собака прячется в лесу, словно свершает что-то страшно постыдное и противозаконное?
Согласно закону сохранения энергии: в природе ничего не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Возможно ответы на все эти вопросы лежат на поверхности, но мы в силу своей занятости и невнимательности просто не в состоянии их увидеть? Кто знает…
Добавлено (09.03.2008, 03:25)
---------------------------------------------
Типы, типажи и типчики
Порода славится не только разнообразием окрасов, но и разнообразием типов. К сожалению, англичане – фактически родители породы, в погоне за внешней эффектностью не смогли вовремя остановиться и определить для себя золотую середину. Они «перегнули палку», увлекшись разведением тяжелых, сырых, короткомордых собак, у которых при очевидном недостатке здоровья был переизбыток всего остального. Вслед за Англией эту же ошибку повторили США, а за ней и другие страны. Как говорится, дурной пример заразителен! Тревогу забили лишь несколько лет назад, когда стало ясно, что разведение породы фактически зашло в тупик. Начались долгие рассуждения о «новом типе», но вопрос о том, каким именно должен быть этот тип, так и остался открытым. Скандинавские страны, например, из одной крайности ударились в другую и начали превращать чау-чау в лайку: узкая длинная мордочка, тонкие ножки, круглые глазки – все, как положено… лайкам!
Взято из статьи Зябревой В.